Я сейчас расскажу одну историю. Это пример того, как опыт прошлого заставляет нас видеть мир и реагировать на события определенным образом.
Однажды в одном буддийском монастыре где-то в горах Тибета монахи соблюдали обет мауны. Это одна из полезных практик, которая помогает успокоить ум. Они молчали уже несколько дней. Среди них был монах, который отвечал за прием гостей, путников. Он занимался тем, чтобы расположить гостей, накормить, напоить, уложить спать. И у этого «менеджера» был один нюанс: он был одноглазый. Ну так уж получилось, прошлая карма…
И вот кто-то постучался в дверь. Монах открыл – за порогом стоял замерзший путник, тоже буддист. И монах радостно промычал (потому что мауна): «Мы рады вас видеть!» – взял путника за руку и отвел его в комнату. Настоятель монастыря увидел, что гостя встретили, что все в порядке, и успокоился. Но через тридцать минут он застал такую сцену: этот путник выбегает из их монастыря и скрывается в темноте. Но так как он дал обет мауны и все также соблюдали мауну, он не стал разбираться в том, что произошло, а спросил только через несколько дней.
А этот наш «менеджер» рассказывает:
– Отвратительный тип просто.
– Ну что было-то?
– Ты представляешь, я приглашаю его погреться, усаживаю его, наливаю ему чай… наш хороший чай с маслом. И он мне показывает вот так (один палец). Представляешь? Он мне говорит: «Ты одноглазый». Вот как тут людям добро после этого делать? Я к нему со всей душой, а он мне тычет палец и смеется еще, радостно так показывает: «Ты же одноглазый. Ты кривой на один глаз». Но я как бы медитирую на смирение и показываю ему два пальца, хочу сказать: «Ну, зато у тебя два глаза, тебе повезло больше». Думаю, может человек невоспитанный, и я решил проявить такт: «Ну, тебе повезло больше». Так ты представляешь, он смеется и показывает вот так (три пальца) и говорит: «У нас с тобой на двоих три глаза». Не хватило у меня смирения, и я ему двинул в его глаз и выгнал его.
А теперь, как тот гость смотрел на эту ситуацию? Он воспринимал все совершенно по-другому. Он радостно показывал этим пальцем и имел в виду следующее: «Как нам повезло: у нас один Бог. Так здорово, что у нас один Бог, и мы можем вместе сейчас пить этот чай в хорошем помещении. А тут этот хозяин показывает два пальца, что у нас не только есть один Бог, но еще есть дружба между монахами. Я думаю, какая философская беседа завязалась. Я показываю ему три пальца, говорю: "У нас есть не только Бог и друзья-буддисты, но у нас еще есть священные обязанности гостеприимства". И тут он почему-то врезал мне в глаз и выгнал меня на улицу».
И всё было бы не так печально, если бы этого гостя не съели волки. Потому что они там по ночам бродили.
В чем идея истории? Почему они так по-разному воспринимали знаки? Потому что у них был разный прошлый опыт. У монаха был комплекс неполноценности. Порой у нас в подсознании что-то очень долго хранится. Мы что-то видели когда-то, что-то произошло с нами, и вот это впечатление лежит где-то там, в подвале нашего подсознания, и воняет. Знаете, как будто мышь сдохла и пахнет. Мы приходим в комнату, и вроде все нормально: хороший пол, картины на стенах, хорошая мебель вокруг, но что-то воняет. Все ходят, и что-то не то вообще. Богатый, красивый дом, а что-то там в подвале сгнило, кто-то сдох там.
И вот эти вещи мешают человеку жить.